11.. год. Анатолия. В одном пограничном городе жил-был чиновник. Воровал сверх всякой меры, и это стало известно в столице. Стремясь избежать неминуемого наказания, он подбил горожан - добрых подданных на мятеж, чтоб не платить налоги Константинополю и вообще отложиться от Ромейской державы, найдя покровительство у Ордена Госпитальеров. Орден ухватился за прекрасную возможность округлить владения и обещал поддержку. А тем временем, верные императору войска были направлены наказать мятежников, но неожиданно столкнулись с авангардом госпитальеров вышедшим на подмогу.
|
Сельская идилия. |
|
Византийцы: отряд франкских рыцарей, отряд ромейских всадников - средняя конница (во всех отношениях средняя), а также отряд турецких наемников - конные лучники улучшенные до ветеранов. Этот довольно полезный апгрейд, позволяющий двигаться и стрелять без штрафа, полностью окупил вложенные 2 очка стоимости. Конницу поддерживал отряд копейщиков (средняя пехота) и два отряда застрельщиков. |
|
Госпитальеры: 1 отряд орденских рыцарей (спокойные, нет обязательной атаки противника), отряд туркополов (конные лучники), отряд легкой конницы с дротиками, отряд пеших сержантов (средняя пехота), отряд пеших лучников и отряд застрельщиков.
| Стяги вьются по ветру, копья колышутся в такт движению. |
|
Привет всем! Иван и я продолжаем осваивать систему LION RAMPANT. Сегодня взяли дополнение на эпоху крестоносцев «The Crusader States». Это дало некоторые особенности выбранным фракциям. Так например византийцы имели +1 бонус на активацию отрядов в пределах 12” от командира. Забегая вперёд, это было ощутимое преимущество. Ромеям противостояли Госпитальеры, они имели возможность перебросить один моральный тест, правда Иван так им и не воспользовался (забыли в горячке боя). Дружины набрали по 24 очка, стандартно.
|
Бойцы медленно сближаются. |
|
Ромеи разворачиваются на встречу непрошенным гостям. |
|
Госпитальеры ко встрече готовы. |
|
Рыцари франков выдвигаются вперед. |
|
Орденские сержанты продираются сквозь виноградники. |
Ход боя:
Стороны начали осторожно сближаться. Буйные франкские рыцари были обязаны атаковать ближайшую цель, поэтому я был предельно аккуратен. Тем не менее ловкие орденские сержанты неожиданно выскочили из-за ограды прямо на пути рыцарского отряда. Франки пришпорили коней и врубились в ощетинившихся копьями госпитальеров.
Ничто не может устоять перед бешеным натиском благородных всадников.
|
Сержанты попятились устилая путь телами своих товарищей и врагов. |
|
Победа франков обошлась им слишком дорогой ценой. |
В результате отряд сержантов был изничтожен, но и рыцари потеряли большую часть своих бойцов. Оставшихся в живых добили застрельщики и рыцари-госпитальеры. На флангах происходила оживленная перестрелка, потери росли с двух сторон. Дебют игры складывался не в пользу Ромеев. Разменять отряд рыцарей на отряд сержантов, весьма удручающе.
|
Отряд сержантов рассеян, но перед рыцарями новая цель: братья-госпитальеры. |
И последний франкский рыцарь был повержен.
|
Ромеи наблюдат как дерутся их союзники, но не торопятся помогать (провал активации). |
|
Орденские туркополы совершают обходной маневр.
|
|
Впереди новый раунд |
Тем не менее в центре освободилось место для новых участников, и вот уже византийские контаратои пошли вперёд пытаясь с одной стороны выйти из зоны обстрела вражеских лучников, а с другой стороны перекрыть дорогу орденским рыцарям. Тут надо сказать что командир госпитальеров имел преимущество в поединках и ему было бы крайне выгодно вызвать византийского командира на бой 1-на-1. Ромеям этого следовало избегать всеми силами, вплоть до позорного отказа от поединка.
|
Бой разгорается с новой силой. |
Ромейские копейщики преграждают путь рыцарям ордена.
|
Чардж! |
Рыцари госпитальеров попробовали повторить опыт своих коллег в надежде смести с дороги пеших копейщиков. Но пехота была достаточно эффективна в обороне и несмотря на потери смогла нанести ощутимый урон нападающим. Несмотря на чередующийся обстрел и атаки рыцарей, византийские контаратои вынудили отступить братьев-госпитальеров, и сами пошли вперёд.
|
Напряженный момент! |
|
С потерями, но византийские копейщики отбили атаку. |
|
Туркополы успешно обстреливают византийскую конницу.
|
На флангах продолжалась перестрелка. Лихие орденские туркополы даже сумели зайти в тыл и успешно обстрелять отряд византийской конницы, вместе с ромейским полководцем. В стане греков началась легкая паника. Но, в конце концов византийские застрельщики сумели отогнать навязчивых гостей, и порядок был восстановлен.
|
Ромеи идут вперед. |
|
Лучники совсем близко! |
|
Пехота гибнет в оркужении. |
Ромейские всадники атакуют! И вражеский командир повержен.
Контаратои продолжали своё наступление и выйдя из-за укрывавших их сарая оказались прямо перед орденскими лучниками. На кинжальной дистанции стрелы не знали промаха и отряд практически полностью полёг перед позицией лучников, остатки пехоты добили рыцари. Но это дало шанс византийской коннице приблизиться к отряду боатьев-госпитальеров и атаковать их. Пользуясь численным преимуществом Ромеи рассеяли рыцарей и уничтожили их командира.
|
Госпитальеры продолжают сопротивляться. |
|
Но сопротивление бесполезно. |
Остатки орденского войска, потеряв военачальника не сломались и ещё продолжали огрызаться, но переломить ситуацию они уже не могли. Несколько последующих ходов мы потратили на добивание госпитальеров, и надо сказать это было довольно утомительно и не очень интересно.Разбор полетов:
- Самый большой провал в том, что тесты на проверку боевого духа мы отыгрывали не правильно. Мы вычитали только потери полученные за текущий ход, а надо было учитывать и за предыдущие. В результате отряды с легкостью проходили большинство тестов и воевали в режиме берсерков.
- Далее были моменты когда рукопашная происходила на сложной местности. Мы не применяли модификаторы за местность. А надо сказать, что на трудной местности все дерутся одинаково плохо, и рулит количество. Посыпаю голову пеплом.
- Только с середины игры мы вспомнили что есть правило «перестрелка», позволяющая стрелкам и двигаться, и стрелять в течении одного хода. Стрелки стали реально борзеть, что заметно ускорило процесс.
- Надо играть сценарии с подсчетом набраных очков славы. Это поможет сделать игру более осмысленной и быстрой.
- Базы. С одной стороны удобно перемещать отряд, с другой стороны много лишнего пространства, которое мешает, особенно когда удаляешь «убитые» фигурки.
- Провал активации. Это момент правил вокруг, которого сломано не мало копий, зачастую обложен хоумрулами. Мы же рискуем следовать оригинальным правилам в их чистом виде. Надо сказать что наша игра от этого только выиграла, активации подчас неожиданно прерывались и вместо размеренной шахматной партии мы получили веселую и непредсказуемую историю. В некоторой степени византийские бонусы смягчали ситуацию, но в целом даже без них, я не вижу в этом проблемы, просто будте готовы что все пойдет не по плану, а утешением вам будет то что планы вашего оппонента тоже будут нарушены.
Вывод: Выводы как обычно традиционные, надо лучше знать правила и больше играть!
Огромное спасибо Ивану за игру и за отличную компанию, кстати прекрасный отчет со стороны Госпитальеров можно прочитать в его блоге.
Традиционная благодарнасть клубу OZ за прекрасную площадку. И отдельное спасибо Василию за обновленный тиррейн. Вася, коврики и мат просто высший класс!
На этом заканчиваю. Спасибо за внимание! Пока!