вторник, 1 декабря 2020 г.

На равнинах близ Никеи

Белый диск солнца дрожал в рыжих клубах пыли, а земля сотрясалась от грохота тысяч копыт. Всадники стремительно кружились, захваченные водоворотом боя. Росчерк сабли, предсмертный хрип и тело неуклюже валится в траву. Придворные поэты ещё успеют восхвалить эту битву, храброго генерала и мудрого императора. А для простого страдиота или наемного франка это просто тяжелый рабочий день. 

Нелегкие трудовые будни наемных и служащих Ромейской державы.

Итак, мы с Денисом собрались отыграть сражение между султанатом Рума и Византийской империей по правилам Impetvs 2-ой редакции. Для меня это было первое знакомство с новой версией правил, да и первая игра по Импетусу за год.

Слева Денис, справа я.

Армии набрали на 450 очков. Я использовал лист ранних Комнинов. Большая доля наемников, и довольно средние по характеристикам греки. Из новинок был отряд легокй пехоты манихеев - еритиков - славян, известных своей свирепостью (как написано в листе армии). Возможно это были павликане?

Армию разделил на 2 команды. Главком - Опытный, Строгий. На каваллерийское крыло - Надежный, Храбрый.

Конница получилась по принципу "каждой твари по паре": наемные европейские рыцари - Латиникон - 2 отряда тяжелой конницы, Каваларии - ромейские всадники 2 отряда средней конницы, туркополы и скификон (наемная степная конница) - по 2 отряда легкой кавалерии.

Костяк тяжелой пехоты составила варяжская гвардия, прикрытая с флангов копейщиками-контаратоями, и в тесном взаимодействии с отрядами лучников-токсотоями. Отряд "манихеев" и по 2 отряда скирмишей лучников и метателей дротиков.

6 тактических карт: Яростная Схватка, Предательство, Град Стрел, Крепкий Орешек, Мотивированные Войска, Решающая Инициатива.

Армия Рума также состояла из двух команд. Конница (гулямы и конные лучники) под предводительством кавалерийского командира. Тяжёлая пехота и застрельщики составили вторую команду. И 6 тактических карт.


Мне выпало быть обороняющийся строной. Местность представляла собой равнину между пальмовой рощей и полем. 

Опасаясь охватов более многочисленной турецкой конницы я решил обезопасить свои фланги заняв дефиле и рощу. Конница встала уступом слева сзади. Скификон разместился позади рощи и прикрывал правый фланг.


Первый ход сразу начался с конфуза, главком византийцев понизил свой уровень до надежного, кинув дубль «1».

Без комментариев :(

Турецкие конные лучники приблизились и с дальней листанции обстреляли ромеев, безрезультатно.

Армии сближаются. Конец первого хода.

Ход 2. И тут проявилось отличия новой версии, манёвры и движение стали заметно быстрее и проще. Чем и воспользовались гулямы. Быстро выдвинувшись из-за завесы легких всадников, верные слуги Султана с ходу атаковали пехоту византийцев. 

Ромейский генерал, замешкавшийся после провала активации в прошлом ходе, даже не успел присоединиться к своим бойцам!

Как чертик из табакерки, гулямы выскочили из клубов пыли и врезались в строй пехоты

Первый отряд копейщиков был с потерями отброшен, обнажив фланг варангов. Как кстати мы вспомнили что пехота может реагировать на атаку смыканием рядов! Что северяне и проделали. В итоге гвардейцы отбились, и даже нанесли гулямам потери, заставив их отступить. Чему немало поспособствовало использование карт.

Сомкнуть ряды!

С потерями, но враг отброшен

Град стрел!

Варанга вперед!

Византийские лучники дали залп по откатившимся гулямам, а варяги провели ответную атаку и рассеяли один из отрядов.

Все за мной!

В это время активировалось команда конницы ромеев и генерал лично повёл в бой латиникон. Гулямы пытались контратаковать, получилось в разнобой. Впрочем эта схватка закончилась вничью. (Благодаря и вопреки тактичеким картам)

Латиникон против гулямов. Кто кого?


Пока в центре кипел отчаянный бой, на флангах застрельщики и легкая конница маневрировали, стреляли и всячески старались досадить неприятелю.

Фототчет для Султана.

Положение на конец хода.

Новый ход ознаменовался присоединением армянской пехоты Рума к рукопашной в центре. Замечу, в отличии от прошлой нашей битвы, пехота вела себя очень активно, и это радовало. Тем не менее латиняне выдержали натиск армян, а каваларии ромеев на свою активацию атаковали их и совместно с норманнами рассеяли один отряд, а второй заставили отступить. 

Новые участники. Бой разгорается с новой силой!

Променявшие ромейский паспорт на турецкое подданство, жители малой азии атакуют греков и латинян. Однако те успешно отбиваются.

В центре варанга несет потери от турецких стрел.

Однако и ромейские лучники едят свой хлеб не даром. Еще один отряд гулямов рассеян.

Бои местного значения. Туркополы теряют бойцов.

Пока в центре кипела сеча, стрелки с обеих сторон закидывали друг друга стрелами и дротиками. В результате Султан не досчитался несколько своих отрядов, потери ромеев были не столь критичны.

Все рукопашные отыграны, вид на конец хода.

Новый ход. И опять турки взяли инициативу, однако боеспособных войск по рукой осталось катастрофически мало. Относительно целый отряд гулямов пытается переломить ход сражения и атакует ромейских копейщиков. Греки сломлены, отступают, а вместе с ними отступает и поддерживающая их варанга. Гулямы преследуют и врезаются в лучников.

Пехота ромеев не сумела сомкнуть ряды, была опрокинута и отсупила.

В рукопашной лучиники сумели отбросить уже порядком потрепаных гулямов и восстановить положение. А на свою активацию еще и дать результативный залп в догонку.

Лучники герои дня!

Второй отряд византийских копейщиков, совместно с лучниками рассеял еще один отряд гулямов.

Проявили активность и манихеи. Сблизившись на дистанцию атаки, свирепые еритики кинулись на легкую кавалерию Султана. Те приняли вызов и вступили в схватку. По результату ничья.

Турецкая легкая конница ведет бой с легкой пехотой византии.

Новый ход, и по традиции турки активируются первыми.

Попытка разгромить манихеев, в бой вступет новый отряд, два поротив одного. Но подданые Василевса оправдали свою репутацию свирепых воинов, и в невыгодной тактической ситуации смогли одержать победу, рассеяв вражеский отряд легкой конницы.

Суровые парни, однако оказались, и везучие :)

На этом эпизоде в армии Султана произошел моральный надлом от большого количества потерь. И турецкий генерал дал команду на отход. Победа Византии.

Финальное положение.

Фото на пямять 1

Фото на пямять 2


Некоторые выводы.

В новой версии порадовало:

  • Маневры стали проще, а движение быстрее. Сократирось время на сближение, несомненный плюс!
  • Карты, с ними веселее, и плюс помогает преододевать рандом

Моменты, требующие прояснения:

  • Прохождени насквозь. Если отряд А проходит насквозь отряд В, то должен ли В вставать вплотную за А, если у А хватает движения "перепрыгнуть" его полностью не наползая на базу В?
  • И второе, это когда отряд FP отступает из рукопашной и проходит через союзный отряд лучников. Отряды должны сделать рокировку, или лучников сдвигают перед отступающим отрядом?

В целом в игре присутствует большой рандом. Кто-то любит, кто-то нет, но будьте готовы, рыцари могут слить в рукопашке лучникам.

Сама игра безумно понравилась. Особено приятно играть Византию в большом формате, красивыми диорамными базами. И здесть надо сказать огромное спасибо Денису.

Во-первых шикарная армия, все покрашено и оформлено на высшем уровне! Во-вторых за его бесконечное терпение в объяснении правил и в целом за интеллигентную манеру игры. Ну и наконец в-третьих, что мы смогли собраться и сразиться! Это было очень здорово! Спасибо, дружще!

И так же хочу выразить благодарность Клубу OZ - за отличную площадку, тиррейн, и чай с баранками :)

А у меня всё, пока!

41 комментарий:

  1. Мои поздравления с красивой игрой, Дим! Очень рад тому, что Импетус в клубе освоился уже в новой редакции :)
    Жаль не смог поприсутствовать на игре. Интересна система. Наверное в другой раз и я верю в то, что он будет скоро :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Вась! А я то как радуюсь, и очень надеюсь увидеть тебя на наших играх.

      Удалить
  2. Армии шикарные, отчет любопытный, но все таки я никак не могу понять за что вы так ненавидите террейн, что практически его не используете.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Женя! Я очень люблю тиррейн в скирмиш формате. А в больших битвах хочется сражаться с армией оппонента, а не с ландшафтом. Плюс это исторично, обычно (но не всегда) выбирали чистое поле чтобы померяться силушкой богатырской :)

      Удалить
  3. VERY NICE! Beautifully painted armies you have there and looks like a fun game as well.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Thanks a lot, Jay! Indeed it was fun despite the game was slowed down by reading the rules (it was my first experience with the renewed version)

      Удалить
  4. Great to see you two gaming such wonderful looking armies, Dmitry! Love the table and terrain too.

    ОтветитьУдалить
  5. Отличная игра, Дима. Заход на репортаж-бомба! Правда потом все к сухой статистике сошло, но попытка была зачетная. Фигурки замечательно покрашены, что в двойне радует. Очень красиво. Осталось только прочесть турецкие газеты. Надеюсь, что и репортаж Дениса не заставит нас долго себя ждать?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю, Алексей! Ну все как в кинопроизводстве - самое интересное и интригующее в трейлере фильма:))) Рад что ты оценил. В написании репортов у меня всегда возникает вопрос в выборе стиля, и количества контента. Поэтому иной раз "лучше меньше, да лучше" - оптимальный выбор.

      Удалить
  6. Wow, looks spectacular and superb, so many gorgeous units on a single table!

    ОтветитьУдалить
  7. Великолепные картинки и прекрасная игра! Поздравляю!

    ОтветитьУдалить
  8. Фантастическая битва!
    also have a small request - would you still add my blog address to your list? I had a problem with the "pl" domain and went back to blogspot.
    http://dwarfcrypt.blogspot.com/
    thank you!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Wielkie dzięki!
      Yes I do have http://dwarfcrypt.blogspot.com/ in my follow list. And I always watch your posts there with a big pleasure :)

      Удалить
  9. Вот это шикарно! Вот это здорово! Красочно, сочно, мощно! Импетус не знаю, но ход сражения понятен по репорту. Что касается рандома, да это конечно на любителя, но мне допустим нравится. Фигурки просто восхитительны! Пипец какие они красивые!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю Дмитрий, приятно знать что понравилась наша игра и армии :) И вдвойне приятно что комментарий от человека играющего наполеонику, где красивой униформой и массовостью не удивишь.
      Рандом хорошо смотрится в скирмише, для больших сражений кажется что нужно больше предсказуемости. И при этом многие полководцы говорили, что успех в битве - дело случая. Победишь или проиграешь - как Бог даст. Получается везде сплошной рандом?

      Удалить
  10. Прям зрелище......Красиво красиво..... Молодца ребята, я завидую и в печали.....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Андрей! Не печалься, дружище, все будет хорошо:)

      Удалить
  11. Забавное зрелище было... Жаль не смог досмотреть доконца...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Кирилл! Да, самое веселье как раз после началось :)

      Удалить
  12. Спасибо за игру, Дима 8)
    Вообще поучительно и полезно менять театр боевых действий и армию. Надеюсь следующая игра будет порезвее.
    Я кстати с каждой играй разочаровываюсь в картах. Для одной стороны - рандом, для другой - военная удача. Хочется свести их количество до минимума 8/

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это тебе спасибо. Ускорение обязательно будет! Первый раз всегда долго раскачиваюсь.
      Отказаться от карт тяжело - слишком велико искушение:) зато кому не везёт в картах, тому в любви повезёт;)

      Удалить
    2. Как по мне, карты скорее плюшка, и редко меняют исход стычки.

      Ну добавил ты себе 3 куба в хтх, вроде приятно. Бросил не 2 хита, а 3 допустим. А соперник на кохешн выбросил 1 и всё))

      По-моему, самые полезные карты: +2 на кохешн тест, ре-ролл кохешн теста, и заставить перебросить удачный тест.

      Мы у себя договорились больше 1й карты 1-го типа не брать чтобы не вышло что у одного игрока 5 перебросов кохешн теста. Это уже читерство, в рамках правил, конечно)

      Удалить
    3. Я кстати применял карту переброс теста, но Денис прошел его вторично. Так что эта карта у меня не сработала. А вот град стрел и переброс кубов в рукопашной (мотивированные войска) отлично сыграли.

      Так по правилам больше 3х одного типа нельзя, а некоторые можно только 1 на игру брать.

      Удалить
  13. Смотрел игру :) Очень положительные ощущения. Армии прекрасны. Карты вносят интригу :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И я был рад повидаться. Согласен со всем сказанным! Да, карты вещь азартная:)

      Удалить
  14. Отличное зрелище!!! Игра и фото с репортом!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Михаил. Вот и я приобщился к новой версии:)

      Удалить
  15. What a fantastic looking game - your mate Denis has done a cracking job painting these figures!

    ОтветитьУдалить
  16. Наконец-то я добрался до отчета, и не зря - очень смачно, отличный репорт и много фотогарфий с прекрасно покрашенными миниатюрами и террейном! А вот тактические карты - это вдвойне интересно, так как я хоумрулю "Хайль Цезарь" и давно думаю что-то эдакое прикрутить к своим хомурулам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Владимир! Рад услышать что репорт понравился. Кроме тактических карт есть и стратегические, только мы их не играли в эту встречу.

      Удалить
    2. Да, я уже глянул в импеиусе правилах. Думаю, украду оттуда кой чего для своего "Цезаря" :)

      Удалить
  17. Шикарная игра! Отличный террейн, фигуры, обстоятельный репорт. Браво!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю за столь лестную оценку, Валентин!
      И добро пожаловать:)

      Удалить
  18. Gorgeous looking game and some nice sabot bases too!
    Best Iain

    ОтветитьУдалить
  19. "И второе, это когда отряд FP отступает из рукопашной и проходит через союзный отряд лучников. Отряды должны сделать рокировку, или лучников сдвигают перед отступающим отрядом?"

    FP просто теснят Т назад,а не пробегают их.

    "Прохождении насквозь. Если отряд А проходит насквозь отряд В, то должен ли В вставать вплотную за А, если у А хватает движения "перепрыгнуть" его полностью не наползая на базу В?"

    Вплотную не должен. По идее, он должен оставаться на месте. Если А наступает на него в конце движения, тогда В должен сдать немного назад, не меняя направления. Или поставить А сразу впереди В, но єто если хватает движение и существует необходимость.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за разъяснения. Я примерно так и думал, но на игре что-то запутались в формулировках :)

      Удалить